Уколова Алеся Викторовна, воспитатель

Семинар-практикум для родителей средней группы «Играем пальчиками и развиваем речь«


"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

Цели:

повышение педагогической культуры родителей; познакомить родителей с условиями, влияющими на формирование речи детей; вовлечь родителей в процесс формирования речи детей посредством развития мелкой моторики.



Оборудование: пальчиковые игры «Мои вещи», «Мой дом», «Сорока-белобока» и др., шнуровки, мозаика, семена, орешки, косточки, крупа, мячики су-джоки, прищепки, пластилин, шестигранный карандаш, деревянные и пластмассовые палочки, спички, пуговицы, бигуди,

металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток, зубные щетки, аудио- и видеозапись, проектор.

Участники: родители и воспитатель.

Вступительное слово педагога.

Тихо звучит музыка.

«Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашей встречи, а точнее семинара – практикума:

«Играем пальчиками и развиваем речь».

  1. Теоретическая часть.

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно – от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например:

мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх–потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.

Как проводить занятия дома?

Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев. Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой. После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.

Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1–2 в день. Лучше повторите каждую игру 2–3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.

Беседа с родителями.

Вопросы:

Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как? Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите, как? Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Вы будете детьми, а я – воспитателем. Я буду играть с вами в различные игры по развитию мелкой моторики руки.

Разучивание под музыку способствует лучшему запоминанию.

  1. Практическая часть.

(Проведение пальчиковых игр с родителями.)

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина,

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

- покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки, соломинками.

Предлагаю родителям сложить из спичек мороженое.

Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете

Пряников дня Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке — пирожное,

Ну а мне — мороженое.

Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых. 6. Игры с прищепками:

Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы.

Можно чередовать цвета.

«Кус – кус» – поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой.

Весёлые счёты получается, если использовать обычную сушилку для белья. Малыш долго будет двигать их туда – сюда, перецеплять с одной на другую перекладину, пересчитывать.

Если кто – то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг – скок! Цап – царап!

Не уйдёшь от наших лап!

Игры с бигудями:

Использовать как массажёр, катая их между ладошками.

Цепляем друг за друга – получается конструктор

Бигуди в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игры с зубными щётками

Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, затем медленно опускаемся к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

Игры с пуговицами

«Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаются по столу имитируя ходьбу лыжника

Можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

Игры с резиночками

Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки»

Игры с мячиками - ёжиками

Катаем в ладошках, используя для этого обычные брелки для ключей

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

От простого к сложному.

Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинчик ребенка)
этому дала,
(загибает безымянный пальчик)
этому дала,
(загибает средний пальчик)
этому дала,
(загибает указательный пальчик)
а этому не дала:
(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка)

Моя семья.

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.)
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Мальчик-пальчик.
(Пальцы сжаты в кулачок)
– Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
– С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

Прятки.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.

Мы рисовали.

(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.

Зайка.

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
– Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, (руки на голове)
ва-ва-ва-ва  (4 хлопка)
Клюв  и  крылья, (руки у носа, «крылья»)
Хвостик,  ноги, (руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги (4 хлопка)

Мои вещи

Вот это мой зонтик.
Я в дождь хожу с ним.
Пусть дождь барабанит.
Останусь сухим.
А вот моя книжка. 
Могу почитать.
Могу вам картиночки
В ней показать.
Вот это мой мячик
Весёлый, смешной.
Его я бросаю
Над головой.
А вот мой котёнок
Я глажу его,
Мурлыкает он
На меня одного.

Дом

Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нём
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пёс ворота охранял
Чтоб на травке жил жучок
Бегал быстрый паучок
Солнце было, дождик шёл
Чтоб тюльпан в саду расцвел
Чтоб глазок на доме был
А за домом ёжик жил.

3. Заключительная часть.

Воспитатель подводит итоги собрания.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

4. Рефлексия.

И, последнее. Нам, педагогам важно, знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.

Анкета.

Интересна ли была тема семинара-практикума? Что полезного для себя Вы узнали? Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему? Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

5. Минута благодарности.

Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара практикума и желаем успехов в воспитании детей.


                                                   Памятка

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

Различные виды мозаик. Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые). Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры Цветные клубочки ниток для перематывания. Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов. Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»). Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу. Спички с обрезанными головками. Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге). Семена, мелкие орешки, крупа. Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки. Пластилин. Бумага для плетения, складывания. Разнообразный природный материал. Ручки, фломастеры, карандаши. 

Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.



Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

                                                      Рекомендации:

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др. Используйте максимально выразительную мимику. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то

громче, определите, где можно говорить очень медленно,

повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
21 января 2022 в 23:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.