Уколова Алеся Викторовна, воспитатель

Кружковая работа «Пластилинки»

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Художественно -творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был организован кружок художественной направленности «Пластилинки»-основной идей которой является рисования картин –пластилином. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики –согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации —ножницы и кисть, в лепке —стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография —это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»—создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал —пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Такое построение занятий кружка «Пластилинки» способствует более успешному освоению образовательной программы. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так –же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

 

Цель и задачи программы.

Цель:

- развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи:

-учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

-учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание)

-учить работать на заданном пространстве

-учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

-учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

-воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

-воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

-развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

-развивать изобразительную деятельность детей.

-развивать сюжетно –игровой замысел.

-развивать интерес к процессу и результатам работы.

-развивать интерес к коллективной работе.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ЭТАПЫ РАБОТЫ.

1. Подготовительный

-Освоить прием надавливания.

-Освоить прием вдавливания.

-Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

-Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

-Научиться не выходить за контур рисунка

-Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

-Использовать несколько цветов пластилина

-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

-Научиться пользоваться специальной стекой -печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

-Научиться аккуратно, выполнять свои работы

-Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательность

и выполняемых действий

-Научиться действовать по образцу воспитателя

-Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый — Самостоятельно решать творческие задачи.

-Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Организация занятий кружка:

Одно занятие в неделю по 20 минут.

Материал:

–картон белый и цветной;

-пластилин;

-досточка для лепки;

-влажные салфетки;

-стеки;

-бросовый материал.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" пройдут в виде смотров-выставок, где в процессе просмотра работ, дети вместе обсудят работы, будут интересоваться оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

f8f14ff4714a84a063dc8b9e36adfe7a.jpg

7c7d6a077926eded68f625b035da910e.jpg

1f81135681eee56b2e7b2a148e4efc37.jpg

7ab8aadc504b37cb68e382976be4febb.jpg

5c92bde5a672b09ad5926c811acc705d.jpg

6889a39293c891487de94c597e923c22.jpg

004f85b1d234817be1ac3314d97d8f8a.jpg

cee7783de87532029c33c3f53cc95ab4.jpg

05d135052efa7c076f742b67ea995513.jpg

e801da44bb29ecc55f3321974286a71e.jpg

7 января 2022 в 14:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.